Находится в Москве. Первоначально мужской.
Согласно летописи, в 1479 г. вел. кн. Иоанн III Васильевич заложил в Москве каменную ц. во имя свт. Иоанна Златоуста, «а прежебывшую древяную разобрав», повелел «поставити во своем монастыре Покрова в садех, еже и бысть, первую малую разобрав» (ПСРЛ. Т. 25. С. 323). М. П. м. определялся как великокняжеский, находившийся «в садех». А. Л. Баталов отнес основание М. П. м. ко времени правления вел. кн. Иоанна III и предположил, что главный монастырский престол «едва ли не первый в Москве, посвященный Покрову Божией Матери» (Баталов. 2007. С. 18). По мнению исследователя, перенесение деревянной Златоустовской ц. в Покровский мон-рь, отмеченное в летописи, могло быть одним из событий, связанных с устроением обители. Тот же мон-рь упомянут в летописи и под 13 авг. 1488 г. в связи с пожаром, от к-рого «загорелась церковь Благовещение на болоте, и от того погорело от града до Кулишке, мало не дошло до Всех святых, да до Покрова в Садех, да по Неглимну, а церквеи згорело 42» (ПСРЛ. Т. 18. С. 272).
В. П. Выголов, основываясь на местоположении Владимирского храма в Старых Садех (Старосадский пер., д. 11, стр. 1) и Троицкого храма в Хохлах (иногда с добавлением «в садех») (Хохловский пер., д. 12), а также находящегося рядом с храмами Старосадского пер., определяет местоположение обители, отмеченной в летописи под 1479 г., «в самом начале Покровки», полагая, что мон-рь поставлен «у самой дороги, по которой князья ездили в свою загородную резиденцию» (Выголов. 1988. С. 67).
Вел. кн. Иоанн III в духовной грамоте, составленной до 16 июня 1504 г., завещал старшему сыну кн. Василию различные села, «как было при мне, да монастырь Лыщиково (без уточнения посвящения.- Д. Д.) и з дворы, да Ильинскую слободку, со всем, потому, как есми выменил у Андроникова монастыря» (ДДГ. С. 354. № 89). «Лыщиков монастырь» отмечен и в духовной грамоте царя Иоанна IV Васильевича, без указания посвящения и также в числе дач, предназначенных старшему сыну Иоанну: «...да манастырь Лыщиков, и с дворы» (Там же. С. 434. № 104). Учитывая, что церковь на Лыщиковой горе посвящена Покрову Пресв. Богородицы (Лыщиков пер., д. 10), некоторые исследователи полагали, что именно там находился упомянутый в летописи под 1479 г. мон-рь (Александровский. 1917. С. 14; Фехнер. 1949. С. 117-118).
Однако термин «монастырь» мог обозначать не только монашескую общину с кельями и храмом, но и церковный двор. Такое толкование встречается в словаре В. И. Даля («...кладбище, церковный двор, погост, церковная земля со строением, домами попа и причта» // Толковый словарь. СПб.; М., 1881. Т. 2: И-О. С. 351), а также в Словаре русского языка XI-XVII вв. («монастырский или церковный двор» // Словарь рус. языка XI-XVII вв. М., 1982. Вып. 9. С. 259). Возможно, таковым и являлся «Лыщиков монастырь», отмеченный в духовной грамоте вел. кн. Иоанна III, поскольку он упомянут, во-первых, без указания посвящения, во-вторых, среди не церковных объектов, а сел и дворов, купленных у Андроникова в честь Нерукотворного образа Спасителя монастыря, а также передавался как собственность. Т. о., применительно к эпохе вел. кн. Иоанна III уверенно можно говорить только об одном Покровском монастыре в Москве - «в садех», встречающемся в летописи под 1479 г. Эта обитель позднее пришла в запустение, а монастырский храм стал приходским (Выголов. 1988. С. 67).
В книгах Патриарших приказов 20-х гг. XVII в. отмечена ц. Покрова за Яузой («пуста») (РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. Д. 2. Л. 260; Д. 4. Л. 26; Мат-лы для истории. 1884. Т. 1. Стб. 820), в «Строельной книге» 1657 г.- «церковь деревянная Покрова… Богородицы, что слывет на Лыщикове, а у той церкви попа нет, стоит без пения» (Мат-лы для истории. 1891. Т. 2. Стб. 220). Это позволяет предположить, что с 70-х XVI в. по 20-е гг. XVII в. «на Лыщикове монастыре», упомянутом в духовных грамотах великих князей Иоанна III и Иоанна IV, была устроена приходская Покровская ц., получившая к названию добавление «на Лыщикове горе».
Территорию, на которой расположен мон-рь, занимали «убогие домы» (скудельницы), предназначенные для погребения странников или нищих, как правило умерших внезапно без покаяния. В краеведческой и справочной лит-ре сер. XIX - нач. XX в. фиксировалось предание о том, что туда в 1606 г. первоначально доставили труп Лжедмитрия I (Снегирёв. 1863. С. 2. Примеч. 1, 3; Православные рус. обители. СПб., 1910. С. 286-287). В частности, в «Беровой летописи» встречается указание на перевоз тела «в Божий дом, за Серпуховские ворота» незадолго до того, как его сожгли и пепел развеяли по воздуху (Сказания современников о Димитрии самозванце. М., 1837. Ч. 1. С. 100-101). Однако в окрестностях Москвы было неск. «убогих домов», и неизвестно, в какой именно из них был доставлен труп самозванца.
В деловой переписке 1-й трети XVIII в. отразилась версия об основании М. П. м. «в начале» при царе Алексее Михайловиче: «...церковные ссуды и ризница даны от комнаты Его Величества, от дворца же назначено было денежное и хлебное жалованье, и дано довольное количество земли»; М. П. м. числился «особым званием - «комнатным»» (ОДДС. Т. 8. Стб. 623). Историки-краеведы кон. XVIII - сер. XIX в. также писали об основании обители при царе Алексее Михайловиче без указания даты (Путеводитель к древностям. 2009. С. 372; Выходы. 1844. Указ. С. 72; Церковно-ист. исследование. 1862. С. 77) либо относили это событие к 1655 г. (ИРИ. Т. 5. С. 578).
И. М. Снегирёв считал временем основания обители 1635 г., т. е. период царствования Михаила Феодоровича Романова, предположив, что непосредственным поводом к устроению М. П. м. было чествование памяти патриарха Московского и всея Руси Филарета, скончавшегося в день праздника Покрова Пресв. Богородицы в 1633 г. (Снегирёв. 1863. С. 16). Эта версия иногда поддерживается и в наши дни (Путеводитель по Москве. 1998. С. 338; Покровский ставропигиальный женский мон-рь. 2015. С. 4).
Существование Покровского храма за Яузой «на Убогих домов» со служившим там черным духовенством фиксируется в документах Патриарших приказов, составленных еще при жизни патриарха Филарета, в 20-х гг. XVII в. Под 1 окт. 1626 г., в день Покрова Пресв. Богородицы, упомянут старец Сильвестр «от церкви Покрова Пр. Богородицы что за Яузою, Убогова дому», приходивший к патриарху Филарету (Мат-лы для истории. 1884. Т. 1. Стб. 839). В записи, сделанной спустя 2 года, также в день Покрова, отмечается: «...из за Яузы от Убогова дому игумену Ионе гривна, приходил к государю патриарху с праздничною Св. водою» (Там же. Стб. 839), что еще более определенно свидетельствует о наличии мон-ря, очевидно также Покровского посвящения, с игуменским управлением.
Снегирёв считал, что монастырь «на Убогих домах» за Земляным валом у Семёновской заставы основан на месте «древнего великокняжеского монастыря в садех Белого города», предполагая их преемственность: «...с тем вместе основанием нового Покровского монастыря, как бы возстановлялся древний, бывший в Москве при Иване III» (Снегирёв. 1863. С. 15-16). По мнению М. И. Александровского, монахи были переведены из Лыщикова Покровского монастыря (Паламарчук. 1992. С. 312).
Однако неочевидно, что известный по источникам 20-х гг. XVII в. Покровский храм, «что за Яузою, Убогова дому», в к-ром служили представители черного духовенства, соотносился с мон-рем Покрова «в садех» и тем более с «Лыщиковым монастырем» или что устроители Покровского мон-ря «на Убогих домах» располагали к.-л. сведениями о существовании в Москве Покровской обители «в садех» в XV в. или «Лыщикова монастыря». Монастырь «в садех» отмечен в летописи почти за 150 лет до первых упоминаний совр. мон-ря «у Убогого дому». К тому же они были расположены по разные стороны р. Яузы. «Лыщиков монастырь», отмеченный в духовных грамотах великих князей Иоанна III и Иоанна IV, мог быть как мон-рем в принятом сегодня понимании этого термина, так и церковным двором, пока в 20-х гг. XVII в. на его месте не был построен Покровский храм. Устроение обители «на Убогом дому» могло быть результатом повышенного внимания к празднику Покрова, проявившегося в московском храмостроительстве 20-х гг. XVII в. Отражение войск польск. королевича Владислава IV Вазы от Тверских и Арбатских ворот Белого города, пришедшееся на 1 окт. 1618 г., могло дать дополнительный стимул к строительству храмов, посвященных Покрову (Тарабарина. 1998. С. 101-105).
Снегирёв отмечал, что в 1635 г. царь Михаил Феодорович «пожаловал на построение монастыря землю, лежащую впусте за Земляным валом… всей этой земли оказалось 17 четвертей; на нее дана владеемая грамота» (Снегирёв. 1863. С. 15); он указал на то, что точный список с грамоты хранится в ризнице обители. Существуют сведения о пожертвованиях мон-рю царем Алексеем Михайловичем, имевших место 30 июня 1655 и 16 янв. 1656 г. (ОДДС. Т. 8. Прил. С. Х-XI).
В февр. 1664 г. в М. П. м. был уволен на покой архиеп. Тобольский и Сибирский Симеон (ДРВ. М., 1774. Ч. 6. С. 294). Перед Собором 1666/67 г. «в монастыре Покровском иже на убогих дому» проживал единомышленник Григория (Иоанна) Неронова, бывш. игумен московского во имя святителя Иоанна Златоуста монастыря Феоктист, впосл. раскаявшийся: «Имяше же сей иеромонах Григорий единомысленника си, паче же ученика, бывшаго игумена монастыря Златоустовскаго Феоктиста, иже равная учителю своему суемудрствовавше словом и писанием; но послежде принесе покаяние рукописанием си освященному собору, и пожив нечто времене в монастыре Покровском иже на убогих дому, с миром ко Господу отиде» (ДАИ. Т. 5. С. 458. № 102).
7 сент. 1674 г. в источниках упомянут бывш. архим. Пахомий «Покровскаго монастыря Убогих дому, что за Яузою». Имеются сведения о том, что в дек. 1697 и 16 дек. 1702 г. «Покровскаго монастыря, что на Убогих домех» строитель иером. Паисий чинил часы в Патриаршей крестовой палате (Мат-лы для истории, археологии и статистики г. Москвы. М., 1884. Т. 1. Ст. 839). Записи позволяют считать, что лица, возглавлявшие братию в XVII - нач. XVIII в., могли пребывать в разных иерархических должностях: игумена, архимандрита или строителя-иеромонаха.
Сохранились сведения о посещении М. П. м. государями Алексеем Михайловичем 10 апр. 1675 г. (Дворцовые разряды, по Высочайшему повелению изданные II отделением собственной Его Императорского Величества канцелярией. Т. 3. Стб. 1351) и Феодором Алексеевичем 25 апр. 1678 г. (Выходы. 1844. С. 656).
М. П. м. иногда получал от царя денежные средства - ругу (ДАИ. Т. 9. № 107. С. 333). В ружной книге 1680/81 г. среди загородских обителей отмечен «монастырь Убогих дому, что за Яузою», в к-ром положено: «Строителю, двум попом, 10 человеком старцом руги и за хлеб, и за всякие запасы, и на одежду, и на дрова, и на свечи, и на ладон, и на вино церковное 108 руб. 14 алт. хлеба 23 ч. с полуосминою ржи, 21 четверть с осминою овса» (Мат-лы для истории. 1891. Т. 2. Стб. 411). В ружной розметной книге 1699 г. сказано: «В Покровской, что за Яузою на Убогих домех: строителю с братьею на церковные потребы и годовые руги, и на пищу, и на одежду, и на дрова 100 руб.- 2 черным попом по 3 руб. человеку, ржи по 6 ч., овса по тому ж. Просвиряку да пономарю по 30 алт. человеку, ржи по 3 ч., овса по тому ж.- старцом 6 человеком по 9 алт. человеку, в том числе 2 старцом ржи по 2 ч. без полуосмины - на просвиры за пшеницу ржи 2 ч. без полуосмины. Итого в Покровской 109 руб. 14 алт., ржи 23 ч. с полуосминою, овса 21 ч. с осминою. [Помета]: Денежную и хлебную ругу давать по прежнему сполна для того, что за ними крестьян не написано» (Там же. Стб. 473).
По замечанию П. М. Строева, не снабженному ссылками на источник, с 1680 (1682?) по 1731 г. М. П. м. был приписан к Заиконоспасскому в честь Нерукотворного образа Спасителя московскому монастырю, а в сер.- 2-й пол. XIX в. был заштатным (Выходы. 1844. Указ. С. 72; Строев. Списки иерархов. Стб. 209). Однако, возможно, приписка М. П. м. к Заиконоспасской обители состоялась позднее. В 1728 г. ризничий М. П. м. иером. Феоктист с братией и вкладчиками в челобитной отмечали, что «лет с двадцать тому назад и больше» по указу митр. Стефана (Яворского) мон-рь был приписан к Заиконоспасской обители, «против чего старшие монахи спорили и рук не приложили, а многие ушли из монастыря». Целью же челобитной 1728 г. была просьба об освобождении от приписки. На требования Синода представить грамоты и указы об учреждении М. П. м. и о его приписке к Заиконоспасскому мон-рю были выданы копии жалованных грамот, однако указа о приписке не оказалось ни в обителях, ни в Коллегии экономии. В деле фигурируют имена вкладчиков во главе с царевной Прасковьей Иоанновной и перечислено имущество, конфискованное Заиконоспасским мон-рем у Покровской обители, в т. ч. монастырское подворье «в Китае городе» и 2 «горницы на жилых подклетях со всяким дворовым и хоромным строением - на 130 р. ...заводы кирпичные, с двумя печами обжигальными, сараями и всякими амбарами и строениями, монастырския книги, минеи месячныя», деньги и др. После определения подлинности подписей и выслушивания различных мнений указом Синода от 23 дек. 1730 г. «Покровскому монастырю назначено быть особо от училищнаго Спасскаго», игуменом М. П. м. стал, согласно прошению братии и вкладчиков, иеромонах Чудова монастыря Дионисий (ОДДС. Т. 8. Стб. 623-628).
17 июня (июля?) 1731 г. был «запечатан указ» из канцелярии Синода иером. Дионисию «по доношению означеннаго Покровскаго монастыря строителя иеромонаха Феоктиста с братьею, велено во оном монастыре Покровском быть на месте престарелаго его строителя Феоктиста ему иеромонаху Дионисию и монастырь ему в оправлении ведать, а того Покровскаго монастыря братии и служителям быть ему строителю послушным» (Мат-лы для истории, археологии и статистики г. Москвы. М., 1884. Т. 1. Стб. 839). 24 июня 1731 г. строитель Феоктист скончался (ОДДС. Т. 8. Стб. 628).
В донесении строителя М. П. м. и префекта Крутицкой ДС Аввакума от 12 мая 1781 г. отмечалось, что мон-рь, прежде пребывавший в Московской епархии, 21 июня 1744 г. был передан в Крутицкую епархию указом имп. Елизаветы Петровны «для заведения и содержания в нем семинарии, которая ныне в оном и находится» (ЧОИДР. 1862. Кн. 2. Отд. 1. С. 77). Мон-рь был отнесен к 3-му классу. Ранее семинария находилась в Вязьме (см.: Там же. С. 112). Согласно донесению в Синод от 3 июля 1782 г., семинария с 1751 г. располагалась в М. П. м. «и содержалась на сумму 1143 руб. 711/4 коп.». Преосв. Амвросий (Подобедов) после назначения в 1782 г. на Крутицкую и Можайскую кафедру нашел семинарию «в беднейшем состоянии... исходатайствовал у духовного правительства прибавку к ее окладу, которая сравняла его семинарию с прочими, получавшими по 2000 рублей в год» (ЧОИДР. 1862. Кн. 2. Отд. 1. С. 116). В Крутицкой ДС обучалось до 100 чел. Но после упразднения в 1788 г. Крутицкой епархии М. П. м. вновь был переведен в Московскую епархию, а ученики бывш. семинарии «распущены по епархиям, к которой кто принадлежал» (Путеводитель к древностям. 2009. С. 372). Крутицкая семинария иногда неофициально именовалась Покровской, мон-рь назывался училищным, а настоятели были, как правило, и ректорами семинарии (Крутицкая кафедра // ПЭ. 2015. Т. 39. С. 69-70).
С 16 авг. 1763 г. М. П. м. возглавлял игум. Варлаам, в обители проживали 3 иеромонаха и 3 иеродиакона (Снегирёв. 1863. С. 19). С 1764 г. заштатному мон-рю было назначено содержание 300 р. ассигнациями, или 85 р. серебром (Денисов. 1908. С. 418). В 1770-1772 гг., во время эпидемии чумы, в М. П. м. была устроена больница (Снегирёв. 1863. С. 31).
В извлечении из донесения, истребованного еп. Дмитровским, викарием Московской епархии Августином (Виноградским) и доставленного министру духовных дел и народного просвещения, говорится об эвакуации в 1812 г. строителя Ионы с частью ризницы в Вологду, а также о вторжении неприятеля в монастырь 3 сент., о разграблениях и др. актах вандализма (ЧОИДР. 1858. Кн. 4. Отд. 2. С. 45). М. П. м. был восстановлен в 1815 г., при строителе Ионе; в 1818 г. его посетил имп. Александр I Павлович.
В 1863 г. в М. П. м. проживали 50 чел., в т. ч. настоятель (1859-1866) архим. Паисий (Соколов), пребывающие на покое настоятель Иоанафан и церковный историк архим. Амфилохий (Сергиевский-Казанцев) (Снегирёв. 1863. С. 19). Известен распорядок монастырской жизни, составленный архим. Паисием. Он касался гл. обр. богослужебной дисциплины и регламентировал размер денежных штрафов за отсутствие на богослужениях (Жизнь московского Покровского мон-ря архим. Паисия, им самим составленная. М., 1875. С. 41-43).
В 1870 г. по инициативе митр. Московского и Коломенского свт. Иннокентия (Вениаминова) при М. П. м. был основан миссионерский ин-т, в котором предполагалось устроить богадельню, гостиницу для миссионеров, а также помещение для архива и б-ки Миссионерского об-ва. С 1871 по 1878 г. было подготовлено 26 миссионеров; после кончины митр. Иннокентия миссионерская работа в М. П. м. пришла в упадок: в 1879-1887 гг. не было выпущено ни одного миссионера, в 1888 г.- выпущен один, в 1889-1894 гг.- не выпущено ни одного (Козлов. 1997. С. 39-40; Курляндский. 2002. С. 83-84 и др.).
К 1907 г. в монастыре, которым управлял архимандрит, проживали 18 монахов и 50 послушников. При М. П. м. имелись школа-пансион на 25 мальчиков-певчих и богадельня для 53 женщин, устроенная И. Я. Хлебниковой, еще в 1810 г. (Денисов. 1908. С. 418). В городских справочниках за 1916 и 1917 гг. монастырь официально именовался миссионерским. Указывалось на существование кладбища, 2 богаделен для 75 престарелых женщин и аудитории пастырских курсов. Также отмечалось наличие в монастыре лазарета для раненых и больных нижних чинов на 300 чел. (Вся Москва. 1916. Отд. 1. С. 216; Вся Москва. 1917. Отд. 1. С. 217). Отсутствие сведений о лазарете в аналогичном издании за 1915 г. позволяет говорить об учреждении его в 1916 г.
Существование Покровского храма фиксируется в документах Патриарших приказов с 20-х гг. XVII в. (Мат-лы для истории. 1884. Т. 1. Стб. 839). На гравюре, датируемой 1707-1708 гг., изображен мон-рь с двумя 5-главыми храмами, шатровой колокольней, корпусами и каменной оградой с башнями (Смирнов. 2006. С. 13), очевидно выстроенными в XVII в. Согласно «Ведомости московских церквей, соборов и приделов» 1732 г., в мон-ре, «что на убогих домех», стояли собор во имя Всех святых и храм Покрова Пресв. Богородицы (ОДДС. Т. 12. Прил. С. 1, 2, 5).
В «Офицерской описи» мон-ря 1763 г. упомянуты 5-главый однопрестольный Всехсвятский собор с папертью и 2 «палатками», Покровская ц. с приделом прп. Иоанна Дамаскина, каменная шатровая колокольня с 8 колоколами и с нем. боевыми часами, деревянные настоятельские кельи с кухней, каменные и деревянные братские кельи, каменная ограда (224 саж.). Семинария располагалась в каменном 2-ярусном здании с кухней и погребом, выстроенным по указу имп. Елизаветы Петровны (Снегирёв. 1863. С. 18-19). Вероятно, придел прп. Иоанна Дамаскина появился в Покровском храме в период с 1732 по 1763 г.
По некоторым сведениям, храм Всех святых был возведен в 1682 г., а в 1772 г. к нему была присоединена трапезная с престолами Воскресения Христова (справа) и Тихвинской иконы Божией Матери (слева). В 1792-1798 гг. собор был перестроен, при этом перестройка, по-видимому, не затронула трапезную 1772 г. с 2 престолами. Храмоздателем был 1-й московский городской голова Д. Д. Мещанинов (Там же. С. 21). Эти сведения подтверждаются офиц. справочной лит-рой кон. XVIII в., указывающей на наличие в мон-ре Покровского и Всехсвятского храмов с отмеченными выше приделами (ДРВ. 1789. Ч. 11. С. 330; Путеводитель к древностям. 2009. С. 372).
В издании 1813 г. помимо Всехсвятского храма упоминается расположенная к востоку 2-этажная «крестообразная об одной главе» Покровская ц., возведенная в 1806-1810 гг., при строителе иером. Ионе «иждивением доброхотнодателей». На верхнем этаже храма имелось 2 придела: правый - во имя апостолов Петра и Павла, устроенный на средства московского купца Аникеева и освященный 22 дек. 1812 г., и левый - во имя свт. Николая Чудотворца, освященный 9 марта 1813 г. Над восточными св. воротами возвышалась каменная 3-ярусная колокольня (1799) «вышиною со щипцем и крестом около 15 сажен». При входе в монастырь справа располагались обветшавшие деревянные настоятельские кельи, к югу от Покровской ц.- 2-этажный бывший семинарский корпус, в котором устроены кельи, трапезная и подсобные службы. В сев.-зап. углу мон-ря стоял каменный корпус муж. богадельни на 12 чел., построенный в 1799 г. на средства купца Мещанинова, рядом - деревянная баня (1812). М. П. м. был обнесен каменной оградой «на 180 саженях» с 4 угловыми каменными башенками. За оградой к северо-западу на Семёновской (ныне Таганской) ул. находилось каменное здание жен. богадельни, построенное в 1810 г. «госпожею Хлебниковою» (ИРИ. 1813. Ч. 5. С. 579-581). Т. о., в период с последнего десятилетия XVIII по 1-е десятилетие XIX в. при перестройке Покровской ц. был упразднен придел прп. Иоанна Дамаскина, но появились Никольский и Петропавловский приделы. Также за это время была перестроена колокольня и существенно реконструирована каменная ограда. Разборку предыдущей ограды Снегирёв относит к 1783 г. (Снегирёв. 1863. С. 20-21). Обе церкви пострадали в 1812 г., в 1814-1815 гг. были восстановлены.
Вехой в истории храмостроительства в М. П. м. была деятельность М. Д. Быковского, который возвел 5-купольную соборную церковь, «вместившую в себе часть старой, впоследствии разобранной: в середине ее, под куполом остались прежние четыре столпа, или пилоны, соединенные арками, также и восточная стена главного алтаря. К среднему большому куполу присоединены четыре осмигранные боковые с главами, покрытые белою жестью и увенчанные вызолоченными крестами. Кругом среднего трибуна под сводами храма помещена ризница, освещаемая окнами из боковых куполов... В средней части престол в честь Воскресения Христова, северный, во имя Тихфинския Божией Матери, южный, в память св. мц. Александры, празднуемой 6 ноября» (Снегирёв. 1863. С. 23). Как уточнял Александровский, собор был перестроен и расширен Быковским в 1854-1856 гг. и освящен в честь Воскресения словущего 7 окт. 1856 г., а придел мученицы Александры - 11 нояб. 1856 г. (Кириченко. 1988. С. 212-216, 224-226; Паламарчук. 1992. С. 316;). Т. о., главный престол Всех святых был упразднен; престол Воскресения Христова стал главным, а к приделу Тихвинской иконы Божией Матери был добавлен придел мц. Александры.
Покровский храм, перестроенный в нач. XIX в., к середине того же столетия имел помимо верхних престолов (главного - Покрова Пресв. Богородицы, южного - апостолов Петра и Павла, северного - свт. Николая Чудотворца) еще и нижние: центральный - митр. Ионы с приделами во имя прп. Илариона и во имя прп. Нила Столобенского (Снегирёв. 1863. С. 21, 24-25). Согласно справочникам сер. XIX в., верхний престол был освящен архиеп. Августином (Виноградским), а нижний, устроенный игум. Ионой, в 1825 г. освящен архиеп. Московским свт. Филаретом (Дроздовым); приделы нижнего храма устроены в 1843 г. (Смирнов. 2006. С. 143). Т. о., во 2-й пол. XIX - нач. XX в. в монастыре было 2 храма с 9 престолами, в юго-восточном углу - каменный семинарский (позднее братский) корпус (1751) и дом причта (1836), а в сев.-вост. углу - настоятельский дом (20-е гг. XIX в.).
В 1833-1853 гг. достраивались стены и башни. В 1834-1836 гг. за счет перестройки стен была расширена монастырская площадь, а в 1886 г. к обители был прирезан зап. участок. На этом участке разместился монастырский некрополь (Смирнов. 2006. С. 16, 143-144).
Монастырь был устроен на территории исторически сложившегося кладбища, где хоронили «убогих» - бродяг и нищих, часто в общих ямах, что и обусловило его именование. Высказывалось предложение отождествить божедомское кладбище М. П. м. с действующим Калитниковским, находящимся к востоку от обители на территории старинных монастырских угодий (Там же. С. 15). Но совр. исследователи четко различают божедомское кладбище и внутренний монастырский некрополь, начало которого относят к 50-м гг. XVII в., «когда царь Алексей Михайлович возвел первые каменные постройки монастыря: два храма, шатровую колокольню, стены и башни» (Там же. С. 12; представляется возможным датировать эти каменные постройки и внутренний монастырский некрополь в рамках XVII в. более широко, чем время царствования Алексея Михайловича). Одни источники указывают на постриг и погребение протопопа Стефана Вонифатьева в Покровском монастыре «на Убогих домех», другие только на его кончину в Валдайском Святоозерском в честь Иверской иконы Божией Матери мужском монастыре (Ромодановская Е. К. Стефан Вонифатьев // СККДР. 1998. Вып. 3: XVII в. Ч. 3: П-С. С. 500-501). Наиболее значительный участок некрополя находился к западу от основного комплекса монастырских зданий.
30 июня 1655 г. царь Алексей Михайлович по челобитью благовещенского протопопа Стефана Вонифатьева пожаловал «в монастырь Пресвятые Богородицы честнаго и славнаго Ея Покрова, что за Яузою у убогих дому» 6 дес. сенных покосов под Симоновым мон-рем, в межах Крутицкого митрополита, и лугов Симонова мон-ря «в вечное воспоминание по всех православных христианех во веки неподвижно» (ОДДС. Т. 8. Прил. С. Х).
16 янв. 1656 г. государь пожаловал «Покрова Пречистые Богородицы убогих дому строителя Сергия с братьею» «мытом с поплавных дров» («поплавными дровами, за которые сбирывались из мытной избы за Яузою рекою за Земляным городом за Таганными вороты с Коломенские и с Володимерские дорог, и что ездят зимним и летним времянем по конец Рогожския слободы, велели те дрова собирать в монастырь… а в мытную избу головам и целовальникам тех поплавных дров собирать не велели») (Там же. Прил. С. X-XI).
30 марта 1682 г. по указу царя Феодора Алексеевича прежнее монастырское подворье в Китай-городе было «взято к церкве собору Пречистые Богородицы и Василия Блаженного… и вместо де того взятого подворья дано им новопостроенное подворье в Китае городе ниже Тиунские полаты... И на том месте ново построена каменная полатка». Право на принадлежность этого места мон-рю было подтверждено 26 марта 1684 г. (Мат-лы для истории, археологии и статистики г. Москвы. М., 1891. Т. 2. Стб. 683-685).
Писцовые книги 1680 г. отмечают принадлежавшие монастырю в районе «Кжельской» и Коломенской дорог выгонную и пашенную землю, на которую 13 дек. 1720 г. по указу Петра I была выдана грамота на имя архимандрита «головного Спасского монастыря за Иконным рядом» Феофилакта (Там же. Стб. 753-761). Согласно помете на Ружной розметной книге 1699 г., М. П. м. в то время не имел крестьян (Там же. Стб. 473). В переписи 1739-1745 гг. отмечается владение М. П. м. на Б. Мещанской ул. в приходе ц. Св. Троицы в Капельках, пожалованное обители, согласно показанию строителя иером. Феофила (Степанова), в 1652 г. (Переписные книги. 1881. Т. 4. С. 31. № 76).
В 1722 г. М. П. м. имел 3 часовни: «...у Покровскаго монастыря, что «на убогих дому», каменная… у Таганных ворот деревянная… Обе часовни построены «в давных летех», как тот Покровской монастырь строен. Того же монастыря часовня каменная за Новомещанскою слободою, «что словет Филипповская». Построена «по указу от Тайных дел», сгоревшему во время происходившего в монастыре пожара» (ОДДС. Т. 2. Ч. 1. Стб. 64-65). Т. о., 3 часовни были устроены, по-видимому, не позднее сер. XVII в. Снегирёв отмечает также часовню «в Китай-городе у Москворецких ворот, с каменным строением» (Снегирёв. 1863. С. 20). По-видимому, часовня «в Китай-городе у Москворецких ворот» была поставлена на монастырском подворье, известном по документам 80-х гг. XVII в., а часовня в Мещанской слободе - в его владениях, пожалованных, согласно показаниям строителя Феофилакта, отмеченным в переписи 1739-1745 гг., ок. 1652 г.
И. К. Кондратьев указывает на 2 часовни мон-ря: на Таганской пл., разоренную в 1812 г. и восстановленную в 1819 г. на монастырские средства, при которой имелась лавка, а также на Семёновской (ныне Таганской) ул., существующую с 1779 г. (Кондратьев. 1996. С. 412). Обе часовни фигурируют в документах 1722 г.; вероятно, они оставались за мон-рем и в кон. XIX в.
Во 2-й пол. XIX в. к М. П. м. были приписаны еще 2 часовни, одна из к-рых находилась на Красной пл. у Спасских ворот; другая часовня, в честь Боголюбской иконы Божией Матери, у Варварских ворот Китай-города, была построена по инициативе московского купца Ф. М. Антонова и освящена в период с 17 по 20 июня 1880 г. В 1923 г. часовня была закрыта, Боголюбская икона Божией Матери перемещена в музейный фонд; в 1928 г. разобрано шатровое крыльцо часовни, а в 1932 г. разрушена Варварская башня (Козлов. 1997. С. 40, 42).
Архив мон-ря хранится в ЦГА Москвы (Ф. 1183. Оп. 1-2) и содержит указы, переписку с различными учреждениями, дела о личном составе, о строительных и ремонтных работах, о недвижимом имуществе (в т. ч. и о его аренде) и кладбище, а также финансовые документы, приходные и расходные книги, описи строений и движимого имущества, синодик. Всего в архиве 275 ед. хр. за период с 1776 по 1928 г.
При М. П. м. в 2 монастырских зданиях у вост. стены проходили занятия Московских пастырских курсов, на которых к 1916 г. обучалось ок. 400 чел. В 1914-1915 гг. решением Синода в М. П. м. было направлено более 20 монахов - бывших насельников Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне, сторонников имяславия. «Наблюдение» за ними поручили настоятелям обители, викариям Московской епархии. С каждым монахом по поручению Синода архиереи проводили увещательные беседы. После покаяния им разрешали приступать к Святым Таинам, носить монашеские одежды и священнодействовать. Некоторое время в числе братии обители состоял иеросхим. Антоний (Булатович). В нояб. 1918 г. он без ведома настоятеля Верейского еп. Сильвестра (Братановского) уехал в слободу Луциковку Лебединского у. Харьковской губ. Среди других афонских имяславцев, проживавших в М. П. м., находились архим. Давид (Мухранов), иеромонахи Сергий (Борисов), Илиодор (Прусилин), в мае 1915 г. указом Московской духовной консистории переведенный в подмосковную Екатерининскую пуст., Сила (Ершов), Николай (Зайчиков), схим. Ириней (Белоконь), монахи Аристоклий (Фёдоров), Измарагд (Павлов), Игнатий (Маламуж), Ианнуарий (Гробовой), Ваптос (Недашковский), Дометий (Комяк), Ермолай (Анхимюк), Иннокентий (Мальцев).
Во время первой мировой войны 1914-1918 гг. 7 насельников М. П. м. были командированы в действующую армию, в подвижные госпитали, для исполнения пастырских обязанностей. Четверо из них награждены орденом св. Анны 3-й степени, один - орденом св. Анны 2-й степени. Кроме того, 2 афонских иеромонаха также направлялись на фронт для совершения богослужений. Обитель снабжала их всем необходимым: каждому выдавались антиминс, богослужебные сосуды, дарохранительницы, облачение, вино, ладан, свечи, богослужебные книги, для отпевания - разрешительные молитвы и венчики. В самом мон-ре в 1916-1918 гг. располагался лазарет на 500 раненых, которых духовно окормляла братия обители, а также другие московские священники.
8 мая 1917 г. настоятель М. П. м. Верейский еп. Модест (Никитин) был назначен временно управляющим Рязанской епархией. Монастырь возглавил еп. Сильвестр (Братановский), в апр. 1920 г.- еп. Гурий (Степанов). В 1918-1919 гг. монахи М. П. м. получали хлеб по карточкам. Угля для отопления зданий выделялось втрое меньше, чем было необходимо. Насельники не раз писали в церковный совет с просьбой увеличить суммы, выдаваемые каждому из них на проживание из церковной кружки: «В виду неимоверной дороговизны самых необходимых предметов, как съестных продуктов, так и материальных, вынуждает нас обратиться к церковному совету при Покровском монастыре с покорнейшею просьбою увеличить оклады на содержание наше, потому что определенного оклада едва хватает только на полмесяца». Часть монахов после 1918 г. проживала на квартирах близ М. П. м., но богослужения совершались ежедневно. В июне 1919 г. игумену предлагалось освободить занимаемое помещение в 3-дневный срок, т. к. оно предназначалось для детского сада. Весной 1921 г. власти собирались разместить в М. П. м. тюрьму, и монахам предписывалось в 7-дневный срок выехать из обители. Однако тюрьма в стенах М. П. м. так и не была открыта. В монастырских зданиях было устроено общежитие для работников трамвайного депо; на месте кладбища был разбит парк отдыха, надгробные камни использовались как строительный материал.
Оставшаяся братия зарегистрировалась как церковная община. Большую роль в объединении прихожан сыграл последний наместник (7 апр. 1923 - 28 окт. 1929) архим. Вениамин (Милов; впосл. епископ Саратовский и Балашовский). Во 2-й пол. 20-х гг. XX в. была взорвана (разобрана?) колокольня. По воспоминаниям архим. Вениамина, «сначала отняли колокольню и снесли ее, церкви отгородили забором от жилых зданий. Потом закрыли Покровский собор, снесли часовни на кладбище, закопали могильные памятники в землю при расчистке площади кладбища под парк. Последним ликвидировали Воскресенский обительский храм» (Вениамин (Милов), еп. Дневник инока. Серг. П., 1999. С. 101).
К 2017 г. в лике святых прославлены насельники или временно проживавшие в М. П. м. преподобномученики Мефодий (Иванов), Иларион (Цуриков), Иоанн (Лаба), Сергий (Букашкин), Сергий (Крестников), мч. Василий (Иванов). Др. насельники также подвергались гонениям. Игум. Феодосий (Тарасов; 1884-1937) после закрытия обители, вероятно, перешел в храм Иерусалимской иконы Божией Матери на Бойнях, в 1932 г. был арестован вместе с др. монахами и отправлен в ссылку; 28 окт. 1937 г. арестован, 25 нояб. того же года расстрелян. Иеродиак. (?) Евтихий (Тарасов), родственник игум. Феодосия (Тарасова), был арестован 16 апр. 1932 г., приговорен к 3 годам ссылки в Казахстан. Дальнейшая его судьба неизвестна. Игум. Нафанаил (Скалкин; † 1963) после закрытия М. П. м. проживал при храме Иерусалимской иконы Божией Матери на Бойнях, в 1930 г. был арестован и приговорен к 3-летней ссылке в Северный край. Иером. Нил (Болотов; 1901-1937) был арестован; в 1931-1933 гг. находился в лагере на строительстве Беломорско-Балтийского канала, в 1933-1934 гг.- на строительстве Байкало-Амурской магистрали; в 1934 г. освобожден, затем вновь арестован, 3 дек. 1937 г. решением тройки УНКВД по Ивановской обл. осужден, 16 дек. в г. Иваново расстрелян. Мон. Серафим (Аксёнов), вероятно, арестован 14 нояб. 1937 г., осужден в 1937 (1938?) г. на 10 лет лишения свободы. Регент хора обители Фока Карпович Шнырук (1865-1937) 29 сент. 1937 г. был арестован, 17 окт. 1937 г. тройкой УНКВД по Московской обл. приговорен к высшей мере наказания, 21 окт. 1937 г. расстрелян на Бутовском полигоне. В течение мн. лет пребывал в тюрьмах и ссылках архим. Иеремия (Лебедев), проживавший в М. П. м. в 20-х гг. XX в.
Основные здания, составлявшие архитектурный ансамбль М. П. м., сохранялись. К 1980 г. под гос. охраной находились 2 храма, братские кельи (XVIII-XIX вв.), дом причта (нач. XIX в.), настоятельский дом (XIX в.), стены, сев.-вост. и юго-зап. башни, юж. и сев. ворота (XIX в.). Т. о., в отличие от уничтоженного некрополя архитектурный ансамбль после прекращения богослужений существенно не пострадал. На момент возрождения мон-ря его исторические помещения занимали 28 арендаторов.
24 нояб. 1994 г. Синод принял решение о возобновлении мон-ря как ставропигиального женского. С февр. 1995 г. настоятельницей М. П. м. является игум. Феофания (Мискина). В марте того же года был зарегистрирован устав обители.
14 окт. 1995 г. в левом приделе Покровского храма состоялось 1-е богослужение. В сент. 1996 г. вышло постановление правительства Москвы о передаче мон-рю всех строений, исторически ему принадлежавших, а в нач. 1997 г. правительство Москвы передало в безвозмездное бессрочное пользование обители земли. 4 апр. 1998 г. патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил освящение великим чином 3 престолов 1-го этажа Покровского храма. 1 мая того же года в М. П. м. с Даниловского кладбища были перенесены мощи блж. Матроны Никоновой.
На рубеже XX и XXI вв. в мон-ре проводились масштабные восстановительные работы. В 1999 г. состоялось освящение верхнего храма Покрова Пресв. Богородицы, 22 нояб. 2001 г.- великое освящение Воскресенской ц. В 1999-2002 гг. была восстановлена колокольня.
С 1999 г. действует подворье при Казанском храме с. Маркова Раменского р-на Московской обл., с 2009 г. функционирует монастырское сельскохозяйственное угодье. 12 июля 2004 г. при М. П. м. открыт приют для девочек, где воспитываются ок. 40 детей. 27 февр. 2010 г. на 33-м км МКАД был освящен храм св. Матроны, при котором проживают сестры обители. В апр. 2013 г. мон-рю в качестве подворья передан приход храма Успения Пресв. Богородицы в Троице-Лыкове. В 2013-2014 гг. восстановлена часовня за монастырской оградой, которая по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла вскоре освящена как храм во имя святых благоверных Петра и Февронии Муромских. В 2012-2015 гг. воссоздано по фотографиям и 23 июля 2015 г. освящено здание монастырской гостиницы.
Предстоятели всех Поместных Православных Церквей, кроме Антиохийской и Румынской, в разное время посещали обитель. К 2017 г. в М. П. м. проживало ок. 60 сестер.